(Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ), находится в г. Кременец Тернопольской обл. (Украина). Основан как мужской в 1636 г. правосл. дворянами хорунжим Даниилом Ело-Малинским и чашником Лаврентием Древинским по благословению митр. Киевского свт. Петра (Могилы) и с разрешения польск. кор. Владислава IV Вазы. Это событие стало возможным после подписания новым королем Речи Посполитой в 1633 г. пунктов «для успокоения людей греческой религии».
Новая обитель стала резиденцией кременецкого Богоявленского братства, основанного вместе с К. м. для противодействия распространению унии на Волыни. При братстве существовали школа и богадельня, с 1638 г. работала типография. Среди первых изданий известны «Грамматика албо писменница славянского языка» (1638) и «Синод в року 1638 в церкви кафедральной Луцкой отправленный», к которому было присоединено полемическое сочинение еп. Сильвестра (Косова) «О семи Таинствах». Но ок. 1650 г. типография была упразднена.
Братчикам в лице основателей разрешалось покупать в городе и окрестностях земли и здания, заниматься просвещением. Главную деятельность насельники К. м. направили на противодействие развитию и влиянию в городе униат. церкви, впервые появившейся в Кременце в 1630 г., после постройки городским старостой, отпавшим от Православия кн. Янушем Константиновичем Вишневецким, Свято-Духовской ц., подчиненной униат. Владимир-Волынскому епископу. К тому же с 1530 г. здесь активно действовал францисканский монастырь, основанный на средства польск. кор. Боны Сфорцы.
В 1644 г. К. м. получил значительное пожертвование от дворянина Максимилиана Люли, к-рый выкупил в пользу обители у мещанина Гавриила Поповника за 1 тыс. злотых «дом и грунты». Земли, согласно записи в градских книгах от 14 нояб. 1644 г., располагались в самом центре города: от рынка до городского вала с одной стороны и от имений позже возникшего иезуитского костела до самого мон-ря - с другой. На содержание «шпиталя (богадельни) для людей уломных местных Кременецких русских» основателем братства Лаврентием Древинским в духовном завещании была записана часть дохода с его имений в селах Пашины, Пулганов и Кокоров Волынского воеводства.
На протяжении 2-й пол. XVII в., когда местные представители дворянских фамилий отошли от Православия, К. м. стал постепенно утрачивать просветительское значение, уменьшались и материальные ресурсы обители. Последний этап в существовании правосл. К. м. начался в 1701 г. Кн. Януш Антоний Вишневецкий пригласил членов иезуитского ордена, находившегося при Свято-Духовской ц., в непосредственной близости от обители. Иезуиты при поддержке щедрых жертвователей начали активную деятельность против Богоявленского братства с целью перевода его членов в унию. С нач. XVIII в. братчики вели постоянные судебные тяжбы за наследственные и имущественные права с местными дворянами. Так, 20 янв. 1701 г. К. м. упоминается в судебных тяжбах возного Волынского воеводства Станислава Лещинского, который вручил повестки для явки в суд дворянам Константину и Марцианне Минцовским, проживающим в с. Миньковцы, и дворянам Гуляницким из с. Фольварки с жалобой со стороны братства в лице игум. Гедеона (Щуркевича) о том, что они захватили имущество и волоку земли, записанные в пользу братства по завещанию его бывш. членами Григорием и Василием Гришниками.
В 1725 г. К. м. перешел в унию и был передан базилианскому ордену. Началась капитальная переделка деревянных построек обители в каменные. Под влиянием иезуитского ордена со 2 мая 1731 г. на землях К. м. строились здания коллегиума и величественного Свято-Духовского костела, законченные ок. 1743 г. благодаря патронату князей Януша Антония и Михаила Сервация Вишневецких (пожертвовали 154 911 флоринов). Первый считался фундатором храма, а второй - коллегиума, на который были записаны села Окнины и Рудка Шляхетская. В 1773 г., после запрета папой Римским Климентом XIV деятельности иезуитов, коллегиум был закрыт, а в 1787 г. в его зданиях разместили поветовое уч-ще и поселили причт бывш. иезуитского костела, другие учреждения.
После вхождения Волыни в состав Российской империи, невзирая на воссоединение в 1794-1796 гг. всех городских приходов с православной Церковью, К. м. остался униатским. В окт. 1805 г. стараниями кн. Адама Ежи Чарторыйского в зданиях бывш. коллегиума была открыта Высшая волынская гимназия. С целью расширения гимназии и преобразования ее в лицей по согласованию с министром просвещения П. В. Завадовским имп. указом от 13 июля 1807 г. здания К. м. отданы под помещения Кременецкой гимназии. Базилиане были переведены в римско-католический реформатский мон-рь (построен воеводой познанским гр. Станиславом Потоцким в 1760 на Дубенском въезде в город), а община реформатов - в с. Б. Дедеркалы Кременецкого у. Дирекция гимназии, получив здания коллегиума, уничтожила церковь и устроила в братских корпусах школу механиков. В 1819 г. гимназия была преобразована в лицей, который стал идеологическим центром Польского восстания на Волыни в 1831 г., за что был закрыт в 1833 г., а профессура переведена в Киевский ун-т св. Владимира. В 1836 г. в помещения бывш. лицея из мест. Аннополь Острожского у. переехала правосл. Волынская ДС, а в сохранившихся зданиях К. м. с 1838 до 1914 г. действовало муж. Кременецкое ДУ.
В 1839 г., когда униаты окончательно воссоединились с РПЦ, базилианский К. м. был упразднен, а Богоявленский храм (ок. 1760) стал приходским, по решению Синода богатая б-ка (1607 экз.) передана семинарии. В 1865 г. при храме был восстановлен правосл. К. м., приписанный к Загаецкой обители (см. Иоанна Милостивого свт. Загаецкий мон-рь), настоятелями которого были ректоры местной семинарии. Т. о., в 1865-1873 гг. обитель возглавлял архим. Рафаил (Троицкий). 13 апр. 1873 г. указом Синода К. м. был отчислен от Загаецкой обители и приписан к Дерманскому во имя Св. Троицы мон-рю в Дубенском у., его настоятелями были викарные епископы Острожские. Тем же указом еп. Острожскому Иустину (Охотину) предписывалось проживать в К. м. для наблюдения за располагавшейся в Кременце Волынской ДС. Он исполнял обязанности настоятеля до 23 апр. 1879 г. (переведен на самостоятельную Харьковскую кафедру).
В 1880 г. викарием Волынской епархии еп. Острожским Виталием (Гречулевичем) при К. м. в память о древнем Богоявленском братстве было учреждено Свято-Николаевское братство, духовно просвещавшее местных жителей. При непосредственном участии и надзоре преподавателей семинарии братчики проводили в соборном Николаевском храме и на приходах города внебогослужебные чтения и просветительские беседы, обучали паству всеобщему церковному пению (привлекался местный архиерейский хор), боролись с сектантством, занимались благотворительностью. В кон. 1888 г. председатель братского совета преподаватель Волынской ДС иером. Владимир основал в Николаевском храме б-ку и пожертвовал ок. 70 экз. книг духовного содержания из личной коллекции. По подписке б-ка получила «Троицкие листки». В 1890 г. в 2-этажном монастырском каменном доме К. м. разместилась братская церковноприходская школа.
Настоятелями обители в кон. ХIХ - нач. ХХ в. были епископы Острожские: в 1883 г.- Израиль (Никулицкий), в 1883-1890 гг.- Александр (Закке-Заккис), в 1890-1894 гг.- Антоний (Флоренсов), в 1894-1898 гг.- Мефодий (Никольский), в 1898-1902 гг.- Серафим (Мещеряков). После образования Кременецкого викариатства обитель возглавляли епископы Кременецкие, имевшие здесь резиденцию. Среди них были преосвященные Паисий (Виноградов; 1902), Димитрий (Сперовский; 1903-1904), Амвросий (Гудко; 1904-1909), Никон (Бессонов; 1909-1913), открывший школу псаломщиков, и Дионисий (Валединский; 1913-1922; впосл. митрополит Варшавский и всея Польши).
К 1892 г. в обители проживали настоятель епископ Острожский, 5 иеромонахов, иеродиакон, диакон, 25 послушников. Мон-рю принадлежали 2 дес. 43 кв. саж. усадебной земли, 30 дес.- пахотной и 10 дес. леса под кустарниками. Кроме жалованья, отпускаемого ежегодно в количестве 560 р. за заведование приходом, др. средств К. м. не имел и пользовался содержанием от Дерманского мон-ря. Подсобное хозяйство обители разместилось на хуторе Березина, расположенном на северо-западе от Кременца. Хозяйство состояло из 2 «стодол» и сарая, а также каменного дома для монахов и архиерейской дачи.
Холодный Богоявленский собор зимой не отапливался и оставался закрытым, поэтому в 1841 г. в помещении бывш. трапезной главного монастырского корпуса оборудовали теплую домовую ц. во имя свт. Николая Чудотворца. До 1912 г. она редко использовалась, поскольку на том же этаже находился храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1912 г. эти церкви перестроили в одну. Третий храм, во имя св. Иоанна Пророка, находился в бывш. монастырской ризнице, на 2-м этаже корпуса, непосредственно около собора. Четвертый храм, во имя прп. Иова Почаевского, был построен в 1910 г. на средства вдовы Марии Гипповской (Гнетовской) и ее сына в память об умершем муже и отце свящ. Иоанне, останки которого по распоряжению еп. Никона (Бессонова) перенесли с кладбища и похоронили в крипте. Церковь располагалась около колокольни при входе в обитель.
В 1908 г., при еп. Амвросии (Гудко), было начато, а в 1914 г., при еп. Дионисии (Валединском), закончено строительство колокольни. Трудами еп. Антония (Флоренсова) были отремонтированы монастырские кельи, сооружена каменная ограда, со стороны города построены Богоявленские ворота с домом, в к-ром размещалась церковноприходская школа. К обители были приписаны 4 часовни, в т. ч. каменная при колокольне во имя апостолов Петра и Павла, построенная в 1911 г. в городе; деревянная Всехсвятская при колокольне, построенная в 1862 г. на городском кладбище, св. Анны (1910) на ул. Широкой и деревянная Покровская (впосл. храм), построенная в 1912-1915 гг. недалеко от обители, на территории дислокации 42-го Якутского полка.
В 1906 г. К. м. был признан самостоятельным первоклассным. К 1914 г. в нем проживали 39 чел. братии, а также ученики школы псаломщиков. Во время первой мировой войны, следуя примеру настоятеля викарного еп. Кременецкого Дионисия (Валединского), братия осталась служить капелланами в размещенных на территории города рус. войсках. Это позволило сохранить К. м. от разорения и занятия различными орг-циями. Единственной утратой стал уничтоженный храм вмч. Георгия Победоносца на хуторе Березина, вместе с архиерейским домом он был обстрелян артиллерией передовых австр. отрядов в авг. 1915 г. Развалины построек были разобраны, а частично спасенное имущество перенесено монахами в мон-рь. Осенью 1918 г. по решению Правительства Украинской народной республики в К. м. была эвакуирована Холмская ДС (в связи с нежеланием Правительства возрожденной Польши разместить учебное заведение в Холме). Духовная школа фактически стала базой для организации в 1919-1920 гг. семинарии в Кременце после ее закрытия в 1919 г. в занятом большевиками губ. г. Житомире.
После окончания войны Корец в 1921 г. вошел в состав Польши, К. м. играл исключительную роль в новообразованной Волынско-Кременецкой епархии. Фактически в его зданиях были размещены все епархиальные и адм. учреждения: духовная консистория (в т. ч. епархиальный миссионерский комитет), покои правящего архиерея (до 1934 в них останавливался правящий архиерей Волыни митр. Варшавский Дионисий (Валединский)), семинария с интернатом (общежитием), Богоявленское братство, богадельня и школа псаломщиков. При консистории функционировали типография и издательский отдел, выпускавший епархиальный календарь и журналы. Одноэтажный главный корпус был предназначен для насельников и наместника. В большом 2-этажном келейном корпусе в нач. 1930 г. находилась квартира ректора семинарии. На территории обители также располагались свечной завод, б-ка (ок. 150 томов), иконная и книжная лавки, сторожка для садовника и хозяйственное помещение.
После убийства в февр. 1923 г. патриаршего экзарха в Польше митр. Георгия (Ярошевского) 29 апр. в Богоявленском храме обители состоялась интронизация архиеп. Кременецкого и Волынского Дионисия (Валединского) на кафедру митрополита Варшавского и всея Польши. В К. м. 6 апр. 1924 г. хиротонисали викарного еп. Кременецкого Симона (Ивановского; бывш. наместника обители). Он исполнял обязанности настоятеля обители до 1927 г., в 1932-1934 гг., как епископ Острожский имел резиденцию в К. м. В 1923 г. в Богоявленском соборе был рукоположен на самостоятельную Виленско-Лидскую епархию архим. Феодосий (Феодосиев).
В послевоенные 20-е гг. XX в. братия отстроила на хуторе Березина новый дом и 2 хозяйственных помещения. К 1934 г. в ведении обители находилось 202 дес. 1984 кв. саж. земли в городе и окрестностях, в т. ч. в Кременце - 9 дес. 291 кв. саж. (под постройками - 3 дес. 2080 кв. саж., под садом возле кладбища - 1 дес. 395 кв. саж., под лесом - 1893 кв. саж., под кладбищем - 1 дес. 2 кв. саж, под - бульваром 861 кв. саж.). На хуторе Березина - 74 дес. 793 кв. саж. (под постройками - 2 дес. 100 кв. саж., пахотной земли - 58 дес. 1021 кв. саж., лугов - 10 дес. 160 кв. саж., под железной дорогой - 3 дес. 1155 кв. саж., под дорогами - 457 саж.). На архиерейской даче «Лисица», расположенной на западе от Кременца, находилось 19,5 дес., но использовалась только половина наделов. К К. м. были приписаны ок. 100 дес. земли упраздненной в 1797 г. правосл. Жидичинской архимандрии. Доходы обители составляли пожертвования, приходские деньги и выручка от продажи сельскохозяйственных продуктов (в 1936 в К. м. доход составлял 4079, а расход - 4057 польск. злотых). Количество братии не превышало 12-15 чел.
В 1934 г. в связи с отказом митр. Варшавского Дионисия от управления Волынской епархией К. м. находился в ведении самостоятельного архиерея Волынской епархии, которым с 1934 по 1939 г. являлся архиеп. Алексий (Громадский), настоятель обители. При этом братию возглавляли наместники в сане архимандрита (в 1935 упом. архим. Серафим (Васильев)). Случались конфликты между архиереем и братией. Так, на кухне у архиеп. Алексия работали сестры Обычского жен. мон-ря, что вызвало протест у насельников обители.
Осенью 1939 г., с началом второй мировой войны и занятием территории Зап. Украины советскими войсками, в К. м. были закрыты Волынская ДС, духовная консистория, типография и другие епархиальные заведения (некоторые были возобновлены в 1941). У обители была отнята большая часть земель и половина строений (в частности, в зданиях семинарии разместились школа механизаторов и местная МТС). После 1940 г. К. м. вошел в состав Ровенско-Кременецкой епархии РПЦ, сохраняя статус резиденции правящего архиерея. Значение мон-ря возросло в 1941 г. с избранием архиеп. Алексия (Громадского) экзархом Украины с титулом митрополита Волынского и Житомирского. 7 мая 1943 г. иерарх был убит и похоронен в К. м. близ колокольни.
В 1944 г., после освобождения Кременца от нацистов, город и район повторно вошли в состав Тернопольской обл. УССР; К. м. недолго принадлежал Волынской и Луцкой епархии, в 1946 г. оказался в составе Львовско-Тернопольской епархии. После окончания военных действий обитель, пребывавшая в бедственном экономическом состоянии, лишилась своего административно-епархиального статуса. В 1946 г. по согласованию с епархиальной и гос. властью часть книг из семинарии в Кременце была передана в б-ку воссозданной Волынской ДС в Луцке, а в 1951 г. архив Волынско-Кременецкой духовной консистории вывезен в Кременецкий городской архив.
К янв. 1952 г. в К. м. числилось 14 насельников, в т. ч. 12 монахов. Обители принадлежало 4,17 га земли, в т. ч. 3,47 га под огородом и 0,70 га под садом. Валовой доход хозяйства составлял 33 225 р.
С нач. 50-х гг. XX в. в связи с усилением атеистической пропаганды в Тернопольской обл. велась кампания по закрытию правосл. обителей. После закрытия Обычского жен. мон-ря по решению Синода РПЦ от 27 янв. 1953 г. насельниц во главе с игум. Афанасией (Мороз) перевели в К. м., а монастырскую братию по распоряжению еп. Львовского и Тернопольского Панкратия (Кашперука) перевели в Почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру. Инокини придерживались Студийского устава, поэтому в К. м. ежедневно в 6 ч. была утреня, в 9 ч.- литургия, в 18 ч.- вечерня, а с 21 ч.- вечернее правило. В монастырском храме служили игум. Иерофей (Ермак) и иером. Иов (Ломакович).
В 1953-1955 гг. настоятельницей К. м. была игум. Зоя (Харкевич), в 1955-1959 гг.- игум. Анимаиса (Малеева). С помощью перевезенного инвентаря сестры устроили подсобное хозяйство, старательно обрабатывали каждый земельный участок. Строгий устав и молитвенная дисциплина привлекали в К. м. богомольцев. К 30 июня 1959 г. в К. м. проживали 65 насельниц. 16 июня 1957 г. из Москвы в Кременец прибыл старший инспектор Совета по делам РПЦ Л. В. Алимов. В докладной записке председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров (СМ) СССР Г. Г. Карпову он отметил, что сестры К. м. имеют «неимоверное влияние» на местное население и составляют «реальную угрозу» воспитанию подрастающего поколения. Инспектор также констатировал приток молодых монахинь, в т. ч. бывш. учительниц общеобразовательных учреждений (преимущественно из вост. обл. УССР), и послушниц с высшим образованием. По результатам доклада К. м. решили закрыть.
В соответствии с Постановлением СМ УССР от 17 янв. 1959 г. закрытие обители курировали уполномоченный по делам РПЦ при СМ УССР Г. П. Пинчук и обл. тернопольский уполномоченный У. У. Краглик. В планы властей входило закрытие и Почаевской обители. Но в нач. июля 1959 г. форсированные мероприятия гос. органов вызвали массовые волнения верующих в Почаеве и Кременце, в окрестных колхозах, поэтому закрытие лавры отложили. Уполномоченный жаловался на пассивную позицию архиеп. Львовского и Тернопольского Палладия (Каминского) и нежелание закрывать мон-ри, а также принимать непосредственное участие в переселении монахов, «поведение» епископа он считал «провокационным» (ГА Тернопольской обл. Ф. Р-3240. Оп. 1. Д. 8. Л. 10).
В 1958-1959 гг. в К. м. были проведены мероприятия с участием лекторов-агитаторов и привлечением комсомольцев. Главе Кременецкого горсовета Сытникову предписали подготовить к 24 июля 1959 г. (предполагаемый день закрытия) 2 автобуса, 30 грузовых и 10 легковых машин. Но выселение сестер в этот день не состоялось благодаря активному сопротивлению архиеп. Львовского и Тернопольского Палладия и сестер. 29-30 июля 1959 г. 15 насельниц уехали домой, а 46 - в Корецкий мон-рь Ровенской обл., для переезда было задействовано 170 машин.
В 1959-1990 гг. в корпусах К. м. находилась поликлиника, в закрытом Богоявленском храме был обустроен городской спортзал, в Николаевском домовом храме - морг, затем склад. 50-метровый монастырский колодец с целебной водой был заполнен больничным мусором. Здания консистории и семинарии занимал Кременецкий краеведческий музей. Главная святыня К. м., икона Божией Матери «Скорбящая», хранилась в храме Похвалы Пресв. Богородицы в Почаевской лавре. В 1959 г., когда по решению властей монастырское кладбище решили упразднить, останки митр. Алексия (Громадского) были тайно перезахоронены на Всехсвятском кладбище за монастырской стеной.
26 авг. 1990 г. по благословению архиеп. Тернопольского и Кременецкого Лазаря (Швеца) из Почаевской лавры в Кременец был совершен крестный ход во главе с наместником архим. Онуфрием (Березовским). 23 янв. 1991 г. в К. м. из Корецкого мон-ря вернулись 5 монахинь, в т. ч. сестра Херувима (Бенещук), к-рая еп. Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким) была возведена в сан игумении и поставлена настоятельницей (1991-1996) возрожденного мон-ря. Первоначально сестры жили в сырой и неотапливаемой «пономарке» при Богоявленском соборе, затем переселились в бывш. настоятельские покои монастырского корпуса. Заботами игум. Херувимы восстановлены ризница, б-ка, золотошвейная мастерская, отреставрирована колокольня. С 14 февр. 1996 г. на территории К. м. устроено новое монастырское кладбище. После смерти игум. Херувимы с 3 апр. 1996 г. настоятельницей К. м. стала мон. (впосл. игумения) Марионилла (Панасюк). К 2015 г. в обители проживало ок. 40 насельниц.
Комплекс исторических построек К. м., входящий в состав Кременецкого историко-культурного заповедника, состоит из храма, келий и надвратной колокольни. Богоявленский собор построен в стиле позднего барокко - однонефный, с удлиненным прямоугольным в плане пресвитерием и нартексом. Неф перекрыт полуциркульным сводом с распалубками, сходящимися в шелыге, алтарная часть - крестовыми сводами. Кельи, примыкающие к юж. фасаду храма, 2-этажные, прямоугольные в плане, с внутренним двориком. Колокольня 3-ярусная, нижний ярус с въездными воротами прямоугольный в плане, 2 верхних - четверики, уменьшающиеся в объеме.
Отремонтированы главный корпус с Николаевским храмом, здание бывш. монастырской гостиницы, построены просфорня, пекарня, пошивочная, каменный корпус с трапезной и кухней и др. хозяйственные помещения. Группой спелеологов очищен монастырский колодец.
25 июля 2006 г. по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) состоялось вторичное обретение останков митр. Алексия (Громадского) и перенесение их в Предтеченский храм при колокольне. Среди святынь К. м.- ковчег с частицами мощей святых, икона вмч. Пантелеимона с частицей мощей, икона вмц. Варвары с частицей мощей, а также Кременецкая икона Божией Матери «Скорбящая», перенесенная в 1990 г. в Богоявленский собор. 6 июня 2001 г. образ был похищен неизвестными лицами. В 2015 г. на его месте находится древняя копия, от к-рой зафиксированы исцеления.